Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

С.А. Орлин

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017

ся, поскольку на борту кислородно-углеводородных разгонных блоков

всегда имеется определенный запас гелия высокого давления (для

наддува топливных баков и управления пневмоавтоматикой двига-

тельной установки).

К недостаткам гелия, как и любого газообразного промежуточно-

го охладителя, можно отнести сравнительно большие затраты мощ-

ности на его сжатие для компенсации гидропотерь в тракте охлажде-

ния, что требует создания высокооборотных компрессоров с высоким

КПД. Это сложная, но решаемая техническая проблема.

Помимо перечисленных выше особенностей применения проме-

жуточных охладителей отметим еще одну: любой современный ЖРД

можно модернизировать под применение промежуточного охладите-

ля при минимальных переделках конструкции двигателя и, соответ-

ственно, минимальных затратах времени и средств.

Это положение подтвердилось при развертывании работ по мо-

дернизации двигателя для третьей ступени и разгонного блока.

Работы, проводившиеся на предприятиях, показали реальную

техническую осуществимость создания перспективного кислородно-

углеводородного двигателя тягой 8 тс с охлаждением камеры гелием

высокого давления в короткие сроки.

В настоящее время выпущен эскизный проект по модернизиро-

ванному ЖРД для разгонного блока, а также завершаются работы по

созданию высокоэффективного гелий-кислородного теплообменника,

предназначенного для использования в модернизированном двигате-

ле. При этом в нем по сравнению с прототипом будут доработаны

следующие элементы конструкции:

насос горючего основного турбонасосного агрегата — переход

на промежуточный охладитель позволит отказаться от охлаждения

камеры сгорания двигателя горючим; после доработки насоса горю-

чего высвободиться мощность, которая ранее расходовалась на

преодоление гидросопротивления регенеративного тракта камеры

сгорания двигателя;

газогенератор — в результате доработки в модернизированном

двигателе в газогенератор будет поступать не жидкий, а газообраз-

ный кислород;

камера сгорания — доработка приведет к исключению завес

внутреннего охлаждения и перепрофилированию тракта регенера-

тивного охлаждения. При этом не изменится организация внутрика-

мерных процессов, поскольку не изменится ядро потока продуктов

сгорания. Доработки форсуночной головки камеры сгорания, за ис-

ключением, может быть, периферийных слоев, не потребуется.

Кроме того, в составе двигателя, как отмечалось выше, появляются

новые агрегаты: турбокомпрессор, обеспечивающий циркуляцию про-

межуточного охладителя по замкнутому контуру, и гелий-кислород-