Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Использование гелия в жидкостных ракетных двигателях

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017 5

При добавлении гелия в топливо некоторое количество теплоты

будет идти на нагрев самого гелия. Это приведет к снижению темпе-

ратуры топлива, напрямую зависящего от количества добавляемого

инертного газа. Таким образом, при использовании гелия отмечаются

два явления:

1) увеличение газовой постоянной смеси продуктов сгорания

R

см

;

2) уменьшение температуры продуктов сгорания вследствие до-

полнительных затрат на нагрев нейтрального газа, не участвующего

в процессе горения.

Подчеркнем, что снижение температуры в камере сгорания несет

в себе не только негативный результат — этот процесс приводит к

уменьшению затрат на охлаждение камеры, что расценивается как

положительное явление.

Оба фактора зависят от количества добавленного гелия, хотя их

влияние противоположное.

Следует также иметь в виду, что на борту ЛА всегда есть гелий,

используемый для наддува баков, продувки магистралей подачи и

элементов двигательной установки, а также привода пневмоавтома-

тики. Это исключает необходимость использовать в ряде случаев

специальные системы, резко ухудшающие массовые характеристики

двигательной установки.

Для анализа влияния добавления гелия был выбран ракетный

двигатель, работающий на следующих топливных парах:

N

2

О

4

+ НДМГ;

жидкий О

2

+ керосин;

жидкий О

2

+ жидкий H

2

;

жидкий F

2

+ жидкий Н

2

.

Параметры двигателя:

р

к

= 150 МПа;

р

с

= 0,8 МПа.

Количество нейтрального газа (гелия) в качестве примеси к топ-

ливу составляло от 5 до 45 % относительно массы топлива. Расчеты

были проведены на ЭВМ по программе ASTRA32. Полученные ре-

зультаты показали, что использование гелия в качестве добавки к ос-

новному топливу (для топливных пар «жидкий О

2

+ керосин» и

«N

2

О

4

+ НДМГ») в пределах от 5 до 40 % секундного расхода топли-

ва положительно сказывается на удельном импульсе.

Вместе с тем, как указано выше, использование гелия в качестве

добавки иногда приводит к появлению на борту ракеты-носителя до-

полнительной системы, что может ухудшить массовые характеристи-

ки и усложнить как всю конструкцию, так и пневмогидросхему дви-

гательной установки.

Результат выполнения проектов.

Подводя итог, можно реко-

мендовать использовать увеличение удельного импульса посред-

ством добавки гелия в камеру ЖРД в случае наличия многокамерной