Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

О причинах расхождения результатов расчета и эксперимента…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2·2017 5

стей устойчивости) получены по маятниковой теореме D.J. Acheson

[14], в которой в качестве исходных данных выступают высшая и

низшая собственные частоты прямого маятника, не возбуждаемого

вибрационным воздействием. Низшие и высшие собственные часто-

ты маятников в статье D.J. Acheson, T. Mullin определены экспери-

ментально с использованием параметрических резонансов. Очевидно,

получить собственные частоты с применением параметрического

возбуждения было далеко не просто, особенно для высших собствен-

ных частот (второй для двойного и третьей для тройного маятника).

Вероятно, именно большая погрешность определения высших соб-

ственных частот и стала причиной расхождения расчетных и экспе-

риментальных данных для динамической границы области устойчи-

вости двойного и тройного маятников. Учитывая, что собственные

частоты определяли экспериментально и лишь затем расчетом нахо-

дили границы области устойчивости по маятниковой теореме, эти

области устойчивости (не экспериментальные) точнее называть

расчетно-экспериментальными или условно расчетными. Получим

прямым расчетом необходимые для определения области устойчиво-

сти собственные частоты, используя для этого геометрические

и физико-механические параметры маятников, приведенные в статье

D.J. Acheson, T. Mullin.

Уточнение расчетной области устойчивости для двойного и

тройного маятников D.J. Acheson, T. Mullin.

Обращенные одинар-

ный, двойной и тройной маятники D.J. Acheson, T. Mullin состоят из

стержневых элементов, соединенных через шарнирные узлы (обойма +

подшипник). Двойной и одинарный маятники образованы исключением

из тройного маятника соответственно одного (концевого) или двух

(концевого и среднего) звеньев. Схема тройного маятника представлена

на рис. 3. На схеме указаны размеры шарнирного узла и внутренний

диаметр стержневого элемента, которые в статье D.J. Acheson, T. Mullin

отсутствуют. Эти параметры определены далее.

Стержневые элементы маятников изготовлены из стальных тон-

костенных трубок наружным номинальным диаметром 3,175 мм

(1/8 дюйма). Материал трубок — коррозионно-стойкая сталь. Длина

каждого звена практически одинакова — 190 мм (общая длина трой-

ного маятника вместе с шарнирными узлами составляет 570 мм). Для

двойного маятника экспериментальные результаты в области боль-

ших амплитудных параметров получены со звеньями меньшей длины

(140 мм). Причины использования укороченной модели с меньшими

звеньями в статье [1] не объяснены. Экспериментально полученные

значения параметров для укороченного маятника нанесены на общую

диаграмму (см. рис. 1, 2). Основу шарнирных узлов составляют ми-

ниатюрные приборные подшипники наружным диаметром 7 мм.