Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

О причинах расхождения результатов расчета и эксперимента…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2·2017 7

маятники (прямые и обращенные) находятся в поле сил тяже-

сти с ускорением свободного падения

g

в вертикальном положении

(т. е. в положении относительного равновесия);

при определении собственных частот и форм колебаний пря-

мых маятников параметрическое возбуждение отсутствует.

Оценки показали, что собственные частоты преимущественно

упругих колебаний маятников существенно выше частот преимуще-

ственно маятниковых колебаний. По этой причине учет упругости

никак не сказывался на результатах расчета маятниковых колебаний.

Принимались следующие значения плотностей и модулей упругости

материалов: коррозионно-стойкая сталь —

3

8000 кг/м

и

5

1,9 10 МПа;

сталь —

3

7810 кг/м

и

5

2,1 10 МПа;

латунь —

3

8500 кг/м

и

5

0,1 10 МПа.

Определение недостающих (неуказанных) параметров маятников

с использованием SW проводилось в несколько этапов. На первом

этапе рассматривался одинарный маятник, образованный из корнево-

го звена тройного маятника (см. рис. 3). Погрешность эксперимен-

тального определения собственной частоты одинарного маятника

даже при использовании параметрического резонанса минимальна по

сравнению с погрешностью определения высших частот двойного

и тем более тройного маятников. Неопределенные параметры оди-

нарного маятника (корневого звена двойного и тройного маятников)

рассчитывали исходя из условия совпадений собственной частоты

твердотельной модели маятника и частоты прямого маятника, полу-

ченной экспериментально в [1]. Перебирали возможные варианты,

например, задавали последовательно два номинала толщины трубки

(стержневого элемента маятника) 0,711 и 0,889 мм.

Конструкция шарнирных узлов моделей (рис. 4, 5) воссоздана

с учетом известного внешнего диаметра подшипника (7 мм), типовых

схем подобных узлов, а также фотографий маятника, приведенных

в статье [1]. На рис. 4 приведен шарнирный узел, на рис. 5,

а

— две

проекции корневого шарнира, на рис. 5,

б

— две проекции промежу-

точных шарниров, связывающих первое, второе и третье звенья ма-

ятников. Размеры корневого и среднего звеньев принимались одина-

ковыми. Концевое звено (на свободном конце маятника) не имеет

сегментов шарнирного узла, и поэтому его длина немного меньше.

Корневым шарниром любого звена назовем один из двух его шарни-

ров, расположенный ближе к оси подвеса маятника (корневому шар-

ниру всего маятника), другой шарнир звена назовем концевым. Но-

минальные размеры отверстий шарнирных элементов, соединяемых

с трубчатыми элементами, определяются внешним диаметром труб-

ки. Приняты следующие материалы шарнирных узлов: обойма под-

шипника — латунь, ось шарниров — сталь.