1 / 25 Next Page
Information
Show Menu
1 / 25 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017 1

УДК 621.455 DOI 10.18698/2308-6033-2017-4-1606

Расчетное и экспериментальное исследование

надежности запуска и выхода на режим ракетного

двигателя малой тяги на газообразных компонентах

кислород + метан с электроискровым зажиганием

© Е.А. Андреев, А.В. Новиков, О.Е. Шацкий

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Расширение сырьевой базы отечественного ракетостроения, а также повышен-

ные экологические требования предполагают применение криогенного метана

в качестве горючего компонента космических и воздушно-космических двигатель-

ных систем. Актуальной становится задача создания ракетных двигателей малой

тяги на несамовоспламеняющихся компонентах для использования в системах

ориентации и стабилизации космических аппаратов. В связи с этим возникает

необходимость в определении условий надежного воспламенения газообразных

компонентов топлива кислород + метан для различных конструкций узлов воспла-

менения при варьировании мощности агрегата зажигания. В статье проанализи-

рованы электрические системы зажигания, способные обеспечить многоразовый

запуск, приведены результаты расчетных и экспериментальных исследований ра-

кетного двигателя малой тяги с зонной подачей компонентов в широком диапа-

зоне геометрических и режимных параметров. Даны практические рекомендации

по проектированию камер сгорания.

Ключевые слова

: ракетный двигатель, двигатель малой тяги, электрические си-

стемы зажигания, надежное воспламенение, стендовые испытания

Введение.

Импульсный режим работы ракетных двигателей малой

тяги обусловливает повышенные требования к надежности много-

кратного запуска таких двигателей. Традиционно надежность обес-

печивается использованием в системах ориентации и стабилизации

космических аппаратов самовоспламеняющихся пар компонентов

топлива. Современное развитие ракетно-космической техники, уве-

личение массы и номенклатуры выводимой полезной нагрузки делает

актуальным использование в жидкостном ракетном двигателе малой

тяги (ЖРДМТ) широкого спектра как известных, так и перспектив-

ных топливных пар. В частности, расширение сырьевой базы отече-

ственного ракетостроения предполагает применение криогенного ме-

тана в качестве горючего компонента космических и воздушно-

космических двигательных систем.

Однако для топливной пары кислород + метан практически от-

сутствуют данные о выборе диапазона значений режимных парамет-

ров (давление в камере сгорания, коэффициент избытка окислителя

и т. п.), при которых гарантировано их воспламенение и выход каме-

ры сгорания на стационарный режим работы. Учитывая положитель-