Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Метод расчета параметров маневров при осуществлении космического полета…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017 7

оптимизации, поскольку только наличие специальных свойств в за-

даче гарантирует глобальность найденного оптимального значения.

Это придает особую важность процедурам выбора начального при-

ближения и перебора сетки начальных приближений. Другой осо-

бенностью полученных результатов является наличие узких «пиков».

Для расчета параметров отдельного маневра требуется в среднем

более 30 итераций в процедуре одномерной минимизации для дости-

жения времени пребывания в окрестности, составляющего более 600

суток, что соответствует значениям параметров маневра, уточненным

до 15 знаков после запятой. Малые отклонения от расчетных значе-

ний приводят к резкому уменьшению времени пребывания в окрест-

ности. Важно также отметить, что в ходе итерационной процедуры

не достигается выполнение критериев останова, что свидетельствует

о том, что полученное значение является лишь очередным прибли-

жением к истинному значению локального оптимума и при осу-

ществлении большего числа итераций с большей точностью возмож-

но получение параметров маневров, соответствующих большему

времени удержания КА в заданной области. Однако в рамках решае-

мой задачи проведение указанных вычислений при больших затратах

машинного времени представляется не имеющим практической поль-

зы, в связи с чем в алгоритме в качестве дополнительного условия

останова задано неравенство

T

≥ 500 сут.

Алгоритм статистического моделирования полета в окрест-

ности точки либрации.

Описанный выше метод требует проверки в

отношении возможности практического применения. Баллистико-

навигационное обеспечение реального космического полета сопро-

вождается неточностями трех типов: при формировании орбиты вы-

ведения КА, при определении траектории КА и при выполнении кор-

ректирующих маневров. В рамках настоящей работы с целью про-

верки практической применимости метода расчета маневров был

реализован алгоритм моделирования реального полета с учетом всех

указанных погрешностей.

При формировании начальных условий перелета учитываем по-

грешности по высоте и аргументу перигея, высоте апогея, наклоне-

нию, долготе восходящего узла. В дальнейшем периодическое вы-

полнение маневров моделируем в виде последовательности опера-

ций: прогнозирование «реальной» траектории КА до момента расчета

параметров маневра

мсalc

t

, получение «расчетной» траектории КА на

момент

мсalc

t

путем внесения случайных отклонений в «реальную»

траекторию (соответствующих погрешностям при определении тра-

ектории), вычисление параметров «расчетного» маневра

сalc

M

для

«расчетной» траектории, получение параметров «реализованного»

маневра

exec

M

внесением случайных отклонений в параметры