Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Исследование звукового удара: расчет и эксперимент

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017 5

мущения невелики, то, согласно известной формуле линейной тео-

рии, можно перейти от скоростей к коэффициенту давления:

2 .

p

u

C

V

= −

Интеграл Жилина можно записать как

0

0

( )

2

,

B

B

eq

p

A

A

dS x

udz

C dz

dx

V

β = −

= β

где

x

0

— координата точки пересечения плоскости

S

3

с осью

x

;

V

скорость набегающего потока;

u

— компонента вектора возмущен-

ной скорости вдоль оси

x

;

2

М 1

β = −

.

Для произвольного направления можно выбрать систему коорди-

нат (

x

,

y

,

z

) так, чтобы плоскость

S

2

и отрезок

АВ

были перпендику-

лярны оси

y

.

Важная особенность интеграла Жилина заключается в том, что

при фиксированном положении плоскости

S

3

можно изменять рас-

стояние от плоскости

S

2

до оси

x

. Например, расположить эту плос-

кость на достаточном удалении от тела (

R

)

так, чтобы были справед-

ливы положения линейной теории (

R

~ 0,3...0,5

L

), но в то же время

намного ближе, чем это требуется для установления асимптотическо-

го поведения решения (

R

~ 3...5

L

).

Звуковой удар можно рассчитать, используя производную пло-

щади поперечных сечений эквивалентного тела вращения

dS/dx

или

распределение давления в исходной звуковой волне. Вычисление с

применением

dS/dx

должно давать более точное значение звукового

удара, чем с использованием распределения давления, поскольку

удаление от модели на 200 мм может не содержать в себе правильно-

го учета трехмерности обтекания.

Испытания по отработке методики в АДТ Т-113 проводились в

незагруженной рабочей части и при наличии двух моделей, которые

представляют собой конус — цилиндрическое тело и схематизиро-

ванный планер сверхзвукового самолета с треугольным крылом. Мо-

дель «конус — цилиндр» устанавливалась под нулевым углом атаки,

а для модели сверхзвукового летательного аппарата была изготовле-

на специальная изогнутая державка, устанавливающая ее под фикси-

рованным углом 4° (без учета деформаций, обусловленных аэроди-

намической нагрузкой). В настоящей работе приведен пример расче-

та обтекания модели сверхзвукового летательного типа «крыло —

фюзеляж» (рис. 3).

Возмущения, зарегистрированные контрольной пластиной при

испытаниях моделей, содержат в себе и возмущения пустой АДТ.