Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Оптимизация параметров аэрокосмической системы с помощью CFD-моделирования

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017 3

Как видно на рис. 2, двухступенчатая система существенно луч-

ше одноступенчатой, система с воздушным стартом — лучше систе-

мы с наземным стартом (в качестве критерия оптимальности взято

отношение массы полезной нагрузки к сухой массе). Исходя из этого

была выбрана концепция двухступенчатой ракетной системы с воз-

душным стартом при принятой стартовой массе 120 т.

Разработка аэрокосмической системы.

Методология исследо-

ваний основана на обобщении и анализе расчетно-теоретического

научно-технического задела, накопленного в ЦАГИ в данной обла-

сти, в том числе в сфере авиационно-космических систем многоразо-

вого использования, а также на дополнительных расчетных исследо-

ваниях с использованием комплексов вычислительных программ,

разработанных в ЦАГИ.

Сформирован облик двух вариантов дозвукового самолета-носи-

теля — на базе самолета Ил-76 и проекта ЭМЗ им. М.В. Мясищева —

самолета М-60. Основные данные двухфюзеляжных самолетов-носи-

телей (табл. 1) получены с использованием характеристик исходных

самолетов и эмпирических формул для масс отдельных элементов.

Масса топлива для дозвукового самолета-носителя на базе самолета

М-60 составляет 50 т, на базе самолета Ил-76 — 27 т. В первом слу-

чае взлетная масса аэрокосмической системы составляет 348 т, во

втором — 330 т.

Таблица 1

Массовые характеристики дозвукового самолета-носителя, т

Параметр

M-60

Ил-76

Взлетная масса (max)

348

330

Сухая масса

174

180

Полезная нагрузка

120

(34,5 %)

120

(36,4 %)

Посадочная масса

176,8

182,8

При формировании облика летательного аппарата существенное

значение имеет выбор типа топлива. Известно, что с точки зрения

обеспечения наибольшей массы полезной нагрузки на последней ра-

кетной ступени следует использовать топливо с наивысшим удельным

импульсом. Поэтому на ВКС применено водородно-кислородное топ-

ливо (рис. 3). Применительно к гиперзвуковому самолету-разгонщику

рассмотрены три типа альтернативного топлива — на основе кероси-

на, жидкого метана и жидкого водорода (окислитель — жидкий кис-

лород).