Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

О.Я. Черемных

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 10·2017

ный сплав оставили только для внутреннего сосуда, а вакуумную

оболочку и раму стали изготовлять из низколегированной стали

09Г2С (цистерна модели 15-558С).

Рис. 6.

Железнодорожная цистерна модели 15-558С-01 для транспортировки

жидкого кислорода, азота, аргона

Отличительной особенностью цистерны 15-158С (сосуд из алю-

миниевого сплава АМг5) и ее модификации 15-558С-01 (сосуд из

коррозионно-стойкой стали 12Х18Н10Т) от железнодорожных ци-

стерн 8Г513 и 8Г513М, помимо увеличенной массы перевозимого крио-

генного продукта, является рабочее давление 0,5 МПа, что обеспечивает

бездренажную транспортировку продукта в период до 30 сут. Главное

отличие модели15-558 от цистерны 8Г513 — конструкция арматуры

и системы коммуникаций. Арматура с сильфонным уплотнением

штока исключает его обмерзание и утечку криогенного продукта че-

рез сальник. В системе коммуникаций предусмотрены два газосбро-

са: традиционный — в атмосферу непосредственно из сосуда (при

заполнении из цистерны) и другой — через специальный дыхатель-

ный клапан (при хранении и транспортировке).

Рабочее давление в сосуде 0,6 МПа, давление при транспорти-

ровке — не более 0,5 МПа, чему соответствует давление дыхательно-

го клапана 0,11…0,16 МПа.

В 1990-х годах ввиду закрытия завода по производству аэрогеля

пришлось искать иные недорогие теплоизоляционные материалы,

применимые прежде всего к жидкому кислороду. Такой материал

был найден — базальтовое волокно, из которого в дальнейшем изго-

товлялись базальтовые маты, теплоизоляция емкости при этом полу-

чила название волокнисто-вакуумной.

При заданном типе теплоизоляции, несмотря на немного б

î

льшие

потери продукта от испарения по сравнению с потерями на цистерне