Рис. 2. Последовательный (
a
) и параллельный (
б
) варианты построения
гибридной трансмиссии
друг от друга). Пара электродвигатель–генератор совместно с акку-
муляторами представляет собой электрическую трансмиссию, которая
обеспечивает бесступенчатое изменение передаточного отношения и
регулирование мощности между ДВС и ведущими колесами. В этом
случае происходит двойное преобразование энергии ДВС: механиче-
ской в электрическую и обратно. Каждое преобразование приводит
к потере в среднем 10% мощности [2]. Таким образом, КПД транс-
миссии в этом случае может быть не более 81%. Кроме того, макси-
мальная мощность, по крайней мере одной электромашины, должна
соответствовать максимальной мощности ДВС. Это условие приво-
дит к увеличению габаритных размеров и массы трансмиссии. По-
этому последовательные варианты построения гибридной трансмис-
сии используются, главным образом, для коммерческих транспортных
средств, работающих в режиме “stop-and-go”.
В случае параллельной гибридной трансмиссии (см. рис. 2,
б
) элек-
тромашина располагается параллельно обычной механической транс-
миссии. Электрическая машина может быть объединена с ДВС, транс-
миссией или просто соединена с ведомым валом. В этом случае суще-
ствует два независимых потока мощности. Регулирование передаточ-
ного отношения осуществляется с помощью механической коробки
передач, а регулирование мощности — с помощью электромашины.
Поскольку имеется прямая механическая связь между ДВС и веду-
щими колесами, то частоты их вращения являются зависимыми друг
от друга. Параллельные гибридные трансмиссии хорошо себя зареко-
110
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
1,2,3 5,6