Сравнительный анализ особенностей конструкций силовой установки и схем взлета зарубежных и отечественных палубных истребителей - page 2

П.А. Дроговоз, Н.В. Нижегородцев
2
оперативных флотов ВМС США в Атлантическом, Тихом и Индий-
ском океанах и Средиземном море. В XXI веке корабли этого класса
останутся важнейшим средством ВМС США для завоевания и удер-
жания господства на море, а также превосходства в воздухе над су-
хопутными театрами военных действий.
Именно эти громадные корабли и авиация различного назначе-
ния, базирующаяся на них, являются главной ударной силой флота.
Формально подводные лодки с баллистическими ракетами превосхо-
дят авианосцы по разрушительному потенциалу. Но они, безусловно,
являются оружием «судного дня» и не могут использоваться в «наве-
дении мирового порядка», т. е. в войнах за ресурсы. Практически ни
один из конфликтов с участием США не обошелся без использования
авианосцев, а в некоторых из них они играли основную роль.
В силу того, что длина палубы авианесущего корабля по объек-
тивным причинам не может быть равной длине наземной взлетно-
посадочной полосы, к самолетам корабельного базирования предъяв-
ляются требования по возможности взлета и посадки на полосы, раз-
меры которых существенно меньше наземных.
В настоящее время данное требование можно удовлетворить
двумя способами:
за счет возможностей самолета — использование в самолете
специальной конструкции силовой установки, позволяющей осу-
ществлять вертикальный взлет и посадку на палубу корабля;
за счет возможностей авианесущего корабля — использование
вспомогательных средств авианесущего корабля, позволяющих са-
молетам с традиционной конструкцией силовой установки осуществ-
лять взлет и посадку на палубу корабля.
Каждый из этих способов обладает как достоинствами, так и не-
достатками, которые будут рассмотрены ниже.
Идея использования специальной конструкции силовой установ-
ки, позволяющей осуществлять вертикальный взлет и посадку на па-
лубу корабля, не нова. Первый полет самолета с такой конструкцией
силовой установки состоялся в СССР в 1964 г. Им стал Як-36, по-
служивший опытным образцом для разработки и постройки самолета
Як-38 — первого и пока единственного поступившего в эксплуата-
цию отечественного самолета с возможностью вертикального взлета
и посадки. На рис. 1 показана конструкция силовой установки палуб-
ного самолета Як-38.
Принципиальная особенность такой конструкции силовой уста-
новки заключается в том, что в отличие от традиционной конструк-
ции, где реактивная струя, выходящая из сопла двигателя, направля-
ется в горизонтальной плоскости и тем самым толкает самолет впе-
ред, здесь она направлена в вертикальной плоскости, что позволяет
осуществлять вертикальный взлет и посадку. Так, самолет Як-38 был
оснащен одним подъемно-маршевым двигателем и двумя подъемны-
ми двигателями, расположенными за кабиной пилота [2].
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook