В помощь студенту и молодому преподавателю - page 11

В помощь студенту и молодому преподавателю
3. «Собака Баскервилей». Холмс спрашивает Лестрейда, вооружен
ли он. Тот отвечает: раз на мне брюки, то и задний карман у них есть,
а раз есть задний карман — значит, он не пустует.
И еще одно, пожалуй, самое выразительное:
4. «Последнее дело Холмса». Холмс, рассказывая своему другу
о профессоре Мориарти, награждает его тремя комплиментами (по
восходящей линии): «Это гений, философ, это человек, который уме-
ет мыслить абстрактно». Оценка Холмсом деловых качеств и возмож-
ностей человеческого интеллекта фактически является гимном мате-
матике — ведь именно она дает возможность научиться абстрактному
мышлению.
И научить, и отучить студента думать, видимо, одинаково трудно.
Порой студенты начинают думать там, где это совершенно неуместно
— надо знать. Уменье различать эти два типа ситуаций — когда думать
можно и нужно и когда это неприлично — характерный признак про-
фессионала, причем совершенно независимо от профессии. Пример из
области музыки. В 20-30-е годы прошлого века в России было много
малограмотных композиторов. Д. Шостакович как-то высмеял одного
из них. Тот написал какой-то эпизод для четырех валторн, а потом стал
думать — не добавить ли к ним одну скрипку. Но ведь профессионал
не имеет права об этом думать — он обязан знать, что такая добавка
бессмысленна — одну скрипку при четырех валторнах все равно никто
не услышит.
Для продвинутого контингента вполне можно давать задания по
логике математической вперемешку с бытовой, да это, собственно,
почти одно и то же, ведь математика это часть нашего быта. Что-
нибудь такое.
Задания по элементарно-бытовой логике
1. Объяснить бессодержательность терминов «функция общего
вида» (или «общего положения»).
2. Выявить некорректность классификации разрывов первого и вто-
рого рода.
3. Объяснить практическую бесполезность формул Крамера.
4. Показать ненужность, по крайней мере, необязательность формул
для нахождения корней квадратного уравнения.
5. То же — для формулы производной частного двух функций.
6. Объяснить самонадеянность утверждения «по-моему, дважды
два четыре».
7. Выявить недостоверность утверждения «блондинки красивее
брюнеток».
11
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12
Powered by FlippingBook