В помощь студенту и молодому преподавателю - page 9

В помощь студенту и молодому преподавателю
И еще один пример — тоже двусмысленный.
5. 90 % мужчин любят полных женщин, а 10 % — очень. Куда
отнести слово очень — очень любят или очень полных? Увы — оба
толкования равно правомерны. Очередная логическая нечеткость.
В математике (как и в жизни) необходимо четко представлять
цель совершаемых действий и использовать наиболее рациональный
путь ее достижения. Пусть возникает какой-то банальный конкретный
вопрос — скажем, решить квадратное уравнение. Студент начинает
рассуждать — надо найти дискриминант и т. д. Подобный разговор
я немедленно пресекаю стандартной фразой: философия не нужна,
результат нужен (не тот случай, когда нужно думать, философство-
вать. . . ). Если не доходит — поясняю: заказчик платит за результат,
а как вы его получили — его не интересует. Уж это ваша забота —
получить результат попроще и подешевле. (Отмечу, что это вообще
поголовная студенческая болезнь, впрочем, скорее их беда, а не вина,
— желание показать свои знания. Поражает эта болезнь еще в школе,
а вылечивает ее только работа, где, действительно, нужен результат,
а получен ли он за счет знания дискриминанта или вообще каким-
нибудь окольным путем — никого не волнует. От дурной привычки
похваляться знаниями, а не результатом может помочь «закон Мо-
льера»: больному не становится легче от того, что он знает название
своей болезни по латыни.) Пример из высшей сферы — Лев Давидович
Ландау на семинаре, если докладчик начинал нести лишнее, тут же
произносил стандартную фразу: «Эти подробности интересуют толь-
ко вашу жену». Фраза отличная, но иногда я ее немного варьирую:
«Эти подробности чрезвычайно интересны для Ваших биографов».
Здесь же вполне уместно припомнить термин, точнее выражение, из
кибернетики — замусоливать канал информации.
Если студент ошибается в дифференцировании, то иногда мож-
но рассказать такую байку (только осторожно, чтобы не обидеть).
В 1930-х годах в наших военных академиях в подобных случаях (оши-
бок при дифференцировании) преподаватель ехидничал: «A вот в Ге-
рмании даже лошади умеют дифференцировать». На этот упрек уча-
щийся должен был четко отрапортовать: «Слушаюсь, постараюсь до-
гнать лошадь». (В первой трети прошлого века Германия славилась
высоким уровнем математической культуры, а кафедра математики
Геттингенского университета была, бесспорно, лучшей в мире.)
Неприлично для будущего инженера — при встрече с функцией
прозевать ее симметрию или периодичность. Но самое позорное —
не ощутить размерность. В таких случаях я позволяю себе ехидный
вопрос, что-нибудь вроде — если к трем стульям прибавить два поро-
сенка, то что будет в сумме?
9
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook