В помощь студенту и молодому преподавателю - page 8

Э.П. Казанджан
В 60-х годах прошлого века в инженерной среде бродила крылатая
фраза — всякая работа должна быть сделана с той степенью халтуры,
которой заслуживает. Фраза отнюдь не глупая и главное — отражаю-
щая реалии жизни. (Думаю, фраза эта не только не умерла и поныне,
но даже не утратила актуальности.)
Но не надо думать, что математике чужда аккуратность записи
формул и доказательства теорем. В 1920-х годах группа американских
инженеров объезжала российские заводы, знакомилась с организацией
производства. Когда перед отъездом их спросили, что их больше всего
поразило на наших заводах, все в один голос ответили: грязь. Что бы
они сказали, если б увидели тетради наших нынешних студентов!
Максима Горького спросили: как при вашей загруженности пи-
санием и политической работой вы сумели сохранить такой четкий,
неторопливый почерк? Тот ответил: «Из уважения к тому, кто будет
читать». Ясно, что в основе аккуратного выведения букв лежало ува-
жение самоучки к слову, грамоте, культуре.
Мораль ясна: записи студента должны иметь систему, которая
должна быть организована так, чтобы легко было себя проверить
и трудно ошибиться.
Эпизод из романов Ильфа и Петрова: Остап Бендер решил брать
деньги за вход в Провал: «Остап сбегал в писчебумажную лавчонку,
купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около
часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и распи-
сываясь на каждой из них. «Прежде всего система, — бормотал он, —
каждая общественная копейка должна быть учтена.»
Изучая математику, студент должен беречь родной ему русский
язык. Два анекдота на тему языковой аккуратности.
1. Жена посылает мужа в магазин купить пол-литра молока. Муж
возвращается — пол-литра он купил, а молоко забыл.
2. Жена посылает мужа в магазин, просит купить батон хлеба,
и если будут яйца, то взять десяток. Муж возвращается — он купил
10 батонов хлеба.
Кто виноват — очевидно: в первом случае муж, а во втором —
жена: нечетко сформулировала (понадеялась на здравый смысл мужа,
но, как выяснилось, зря). Еще два хрестоматийных примера.
3. Мать убила дочь.
4. Танковый корпус атаковал левый фланг противника.
Увы — в русском языке употребленные слова в именительном и ви-
нительном падежах звучат одинаково, так что непонятно, кто кого
убил и кто кого атаковал?
8
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook