Previous Page  15 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 20 Next Page
Page Background

Определение оптимального расположения топливных баков ракеты…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2016 15

В нашем случае удлинение цилиндра отсека полезной нагрузки со-

ставляет 2,61; отсека корпуса ракеты — 8,564. Коэффициенты подъ-

емной силы этих отсеков равны 0,011 и 0,035 соответственно.

Определение координаты центра давления.

Из формул (13),

(14) следует:

к1 к1 ц1 ц1 к2 к2 ц2 ц2

к1 ц1 к2 ц2

;

+ +

+

=

+ + +

d

Y x Y x Y x Y x

x

Y Y Y Y

2

м.к1 к к1 м.ц1 ц1 ц1 м.к2 к к2 м.ц2 ц2 ц2

2

м.к1 к м.ц1 ц1 м.к2 к м.ц2 ц2

(

)

2

(

)

2

13,824 м.

ρ

(

(

(

=

=

ρ

(

(

(

=

y

y

y

y

d

y

y

y

y

v S C x S C x S C x S C x

X

v S C S C S C S C

Затем определяли координату центра давления при дозвуковой

скорости полета.

Определение разбежки центра давления и центра масс.

По ре-

зультатам расчета на рис. 5 построен график зависимости координа-

ты центра давления от времени при линейной аппроксимации. Здесь

14,34 с — время перехода ракеты на сверхзвуковую скорость (скачок

на графике разбежки центра давления). Очевидна значительная раз-

бежка центра давления и центра масс (при двух вариантах компонов-

ки топливного отсека). Для нахождения ракеты в области устойчиво-

сти необходимо, чтобы разбежка центра давления и центра масс не

превышала 5 %:

рк

5 %,

∆ −

d m

x x

L

(15)

где

рк

44,97 м

=

L

— длина ракеты.

Определим максимальное значение разбежки центра давления и

центра масс при двух вариантах компоновки. Наибольшее значение

разбежки достигается при сверхзвуковых скоростях полета в момен-

ты времени 17 и 25 с для компоновок «горючее — окислитель» и

«окислитель — горючее» соответственно, наименьшее — в конце ра-

боты двигательной установки. Подставляя эти значения времени в

формулу (12), получаем следующие значения разбежки центра дав-

ления и центра масс:

для расположения баков «горючее — окислитель»

( )

( )

к

рк

17

0, 22;

− −

=

d m

d m

x x

x x t

L