Previous Page  10 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 20 Next Page
Page Background

Е.А. Евсеенко, Н.Н. Генералов

10

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2016

(

)

гс1

1

1

хл

1,1

12,37 мм.

2

2

 

δ =

− −

=

 

 

π

p d

N d

d k E

(

)

гс2

2

2

хл

1,1

7, 409 мм.

2

2

 

δ =

− −

=

 

 

π

p d

N d

d k E

Полученные значения толщины стенок слишком велики, т. е. не-

обходим переход к бакам стрингерной конструкции (полученная из

прочностного расчета толщина обечаек

1

2

2, 404 мм;

1 мм).

δ =

δ =

Но для расчета массы топливного отсека будем использовать значе-

ния толщины обечаек, полученные из расчета на устойчивость, пола-

гая, что таким образом будет учтена масса стрингеров. По сравнению

с предыдущим вариантом компоновки в данном варианте (в случае

размещении бака горючего перед баком окислителя) толщина обе-

чайки бака горючего уменьшилась при практически неизменной

толщине стенки бака окислителя.

Рассчитаем массу топливного отсека, соответствующую этим

значениям толщины обечаек, по формуле (7).

Находим: площадь поперечного сечения бака окислителя (см. (8))

2

б.ок.ц

0,155 ;м

=

S

массу цилиндрической части бака окислителя (см.

(9))

б.ок.ц

5, 036 т;

=

М

массу цилиндрической части бака горючего

(см. (10))

б.г.ц

1,341 т.

=

М

Масса днищ при изменении компоновки не

изменилась.

Тогда масса топливного отсека, вычисляемая по формуле (7):

т.о

6,525 т.

=

М

Таким образом, расчет массы топливного отсека при втором ва-

рианте компоновки баков позволил получить выигрыш в массе 165 кг

по сравнению с традиционной компоновкой.

Однако изменение порядка расположения баков должно привести

к увеличению разбежки центра давления и центра масс [6]. Следова-

тельно, нужно определить их координаты для двух вариантов и про-

анализировать статическую устойчивость ракеты.

Для определения координаты центра масс воспользуемся форму-

лой

(

)

.

=

i i

m

i

x m

x

m

(11)

На основе этой формулы получим значения координаты центра

масс в конце работы первой ступени: