Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

Л.К. Кузьмина

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2016

УM

.

Ω × =

H M

С точки зрения механики это означает переход от исходной

задачи с

k

степенями свободы к упрощенной задаче (

k

У

— число сте-

пеней свободы;

k

У

=

N

У

/

2

;

k

У

<

k

) [2, 6, 16–18]. Но эти укороченные

модели — лишь формализованные математические абстракции, ко-

торые не описывают поведение никакого реального объекта [6];

в общем случае

k

У

— нецелое число [16]. Здесь имеет место матема-

тическая декомпозиция [8] для исходной системы. Такая ситуация

обусловливает специфические проблемы, актуальные как для теории,

так и для инженерной практики:

методология сведения к корректной модели меньшей размерно-

сти в динамическом анализе, включая сложные управляемые системы

[1, 3, 14, 19];

особый случай полной математической декомпозиции [6, 8]

(см. рисунок).

Полная математическая декомпозиция

Сформулированные задачи очень важны в динамике систем ста-

билизации-ориентации с гироскопическими управляющими элемен-

тами, для которых имеют место критические особенные (в смысле

А.М. Ляпунова) случаи.

Рассмотрим систему одноосной гиростабилизации (ОГС) [7, 9, 19].

Пусть ОГС моделируется как механическая система с безынер-

ционным следящим приводом, где

H

— собственный кинетический

момент гироскопа;

q

= (

β

,

α

,

θ

);

β

— угол прецессии;

α

— угол ста-

билизации;

θ

— угол деформации оси подвеса гироскопа (принято, что

элементы подвеса гироскопа не обладают абсолютной жесткостью).

В данном случае ИM — это система вида:

ИM

1

...;

β − θ − α = − β +



A H H b

(4)

2

...;

α + θ + β = − α − β +





J B H b e

3

(

)

...,

θ ( α ( β = − θ − θ (





B

H b c

где

A

,

J

,

B

— соответствующие моменты инерции;

b

1

,

b

2

,

b

3

— соот-

ветствующие коэффициенты трения;

c

,

e

— коэффициенты обоб-