Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Г.А. Тимофеев, С.И. Красавин, П.Н. Сильченко

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2017

исследования. Была поставлена цель — создать методику, позволя-

ющую рассчитать ресурс зубчатых механизмов электромеханических

приводов, на базе многочисленных экспериментально-теоретических

исследований [1–20].

Многие исследователи изнашивания зубчатых передач [1, 2, 4–6,

7–10] проектируют эвольвентные зубчатые передачи без смещения

(нулевые или равносмещенные передачи). При этом всем специали-

стам по зубчатым передачам известно, что эти передачи не обладают

лучшими геометрическими показателями качества. Для того чтобы

определить и выбрать эти показатели, предлагается на стадии проек-

тирования варьировать коэффициенты смещения колес передачи, а

также минимизировать коэффициенты скольжения на входе зубьев в

зацепление и на выходе из него и коэффициенты удельного давления.

Коэффициенты скольжения позволяют учитывать влияние гео-

метрических и кинематических факторов на величину проскальзыва-

ния профилей зубьев колес в процессе зацепления. Наличие сколь-

жения при одновременном нажатии одного профиля на другой при-

водит к износу профилей. Коэффициенты скольжения выражаются

формулами [21]

ск

1

к1к

;

v

v

λ =

ск

2

к2к

,

v

v

λ =

где

ск

v

— скорость скольжения профилей зубьев;

к1к

v

и

к2к

v

— ско-

рость перемещения зубьев шестерни и колеса.

Коэффициенты скольжения

1

λ

и

2

λ

зависят от коэффициентов

смещения

1

x

и

2

.

x

Изменяя значения коэффициентов смещения

1

x

и

2

,

x

разработчик может найти значения

1

λ′′

и

2

,

λ′′

позволяющие улуч-

шить условия эксплуатации:

коэффициент скольжения зубьев на входе в зацепление

2

2

1

1

1 2

2

2

2

(tg tg )

1 ;

(

)tg

tg

а

w

w

а

z

z

z z

z

z

α − α 

λ =

(

′′

( α − α

коэффициент скольжения зубьев на выходе из зацепления

1

1

1

2

1 2

1

1

2

(tg tg )

1 .

(

)tg

tg

а

w

w

а

z

z

z z

z

z

α − α 

λ =

(

′′

( α − α

Здесь

1

,

z

2

z

— число зубьев шестерни и колеса;

1

,

а

α

2

а

α

— угол

профиля на окружности вершин зуба шестерни и колеса;

w

α

— угол

зацепления зубчатой эвольвентной передачи.