1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2017 1

УДК 629.365 DOI 10.18698/2308-6033-2017-6-1625

Метод выбора демпфирующей характеристики системы

подрессоривания гусеничной машины

© А.А. Ципилев, А.Б. Васильев, Д.Г. Кибизов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В настоящее время в связи с ростом энерговооруженности гусеничных машин

благодаря технологиям изготовления высокофорсированных двигателей значи-

тельно возросла средняя скорость движения машины с учетом ограничений тяго-

вых возможностей. Поэтому вероятен режим движения гусеничной машины по

периодическим неровностям с полным отрывом ее от опорной поверхности. Та-

кой характер движения приводит к постоянным падениям машины с определенной

высоты и частым пробоям подвески, поскольку система подрессоривания подо-

брана по иным критериям. В статье представлен способ подбора демпфирующей

характеристики, обеспечивающей максимальную энергоемкость при заданном

уровне ускорений на месте механика-водителя. Показаны результаты моделиро-

вания и подтверждено, что введение мощного демпфирования на прямом ходе поз-

воляет эффективно гасить колебания.

Ключевые слова:

гусеничная машина, торсионная подвеска, пневмогидравлическая

подвеска, система подрессоривания, плавность хода, демпфирование

Введение.

При проектировании быстроходных транспортных

машин неизбежно возникает вопрос преодоления с хода единичных

препятствий — как созданных искусственно (контрэскарп и т. д.), так

и сформировавшихся естественным путем (овраги, обрывистые бере-

га водных преград и т. п.). Это связано не только с возрастающими

возможностями системы подрессоривания (СП), но и с существенно

улучшившимися за последнее время тяговыми свойствами [1–3]. Со-

временные быстроходные гусеничные машины имеют высокую

удельную мощность (например, машина Ripsaw EV2 (США) — до

155 л. с./т [4]), что позволяет обеспечивать среднюю скорость движе-

ния по тяговым возможностям не менее 60…70 км/ч [5]. Ограниче-

ние средней скорости движения, таким образом, обусловлено только

несовершенством СП, иными словами — ее недостаточной энергоем-

костью [6].

Повышение энергоемкости СП, однако, имеет пределы: для эки-

пажных машин она ограничена физиологическими возможностями че-

ловека. Без специальной подготовки человек может выдержать кратко-

временные ускорения до 35 м/с

2

на уровне «довольно неприятных

ощущений» [7]. Таким образом, предельные силы в СП должны быть

такими, чтобы ускорения на месте механика-водителя от действия

упругих и неупругих сил не превышали указанного значения.