Previous Page  3 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 20 Next Page
Page Background

Перспектива развития транспортных средств для сжиженного природного газа

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2018 3

мых транспортных средств для доставки потребителям СПГ и на ос-

нове полученных результатов разработка требований по улучшению

технических характеристик новых транспортных средств для транс-

портировки СПГ.

Транспортировка СПГ в автоцистернах.

Одними из первых в

СССР на возможность использования СПГ в качестве моторного топ-

лива обратили внимание специалисты авиационной промышленности.

27 марта 1979 г. вышло Постановление Совета министров СССР о со-

здании летающей лаборатории ТУ-155, один из трех двигателей кото-

рой должен был работать на жидком водороде или авиационно-

метановом топливе (АТМ) [10]. Разработать наземную систему

заправки на базе автомобильных транспортировщиков жидкого водо-

рода модели 11Г729 производства ОАО «Уралкриомаш» и бортовой

бак самолета было поручено АНТК им. А.Н. Туполева. Автомобиль-

ные транспортировщики-заправщики успешно использовались при от-

работке системы заправки водородом ракеты-носителя Н1 для Лунной

программы. После доработки отдельных узлов транспортировщика

(безопасного дренажного устройства, блока контроля параметров

криогенного АМТ) агрегат 11Г729 был допущен к транспортировке

СПГ с завода — поставщика продукта (г. Видное, Московская обл.) до

летно-испытательной базы в г. Жуковский Московской обл. (рис. 1).

а б

Рис. 1.

Автомобильная цистерна модели 11Г729 для транспортировки СПГ (

а

)

и заправки летающей лаборатории ТУ-155 (

б

)

Успешная заправка летающей лаборатории и последующий ис-

пытательный полет самолета ТУ-155 на СПГ (АМТ) впервые проде-

монстрировали возможность и преимущества использования СПГ

в качестве моторного топлива в авиации [10, 11], ракетно-космичес-

кой технике [12] и на железнодорожном транспорте. Опыт эксплуа-

тации агрегата 11Г729 на АМТ был положен в основу проектирова-

ния и создания вновь разрабатываемых транспортных средств для

хранения и перевозки СПГ.

Для заправки самолетов АМТ и разгонных блоков ракетно-кос-

мических систем СПГ на стартовом комплексе предпочтительно ис-