Особенности компоновочных и аэродинамических схем летательных аппаратов при больших сверхзвуковых скоростях - page 10

А.Г. Леонов, Ю.А. Прохорчук
10
при уменьшении эффективности рулей их аэродинамические шарнир-
ные моменты не уменьшаются. Увеличение угла отклонения рулей для
балансировки в канале тангажа приводит к увеличению потребных уси-
лий рулевых приводов элевонов вплоть до предельных, приближение
к которым грозит потерей стабилизации ракеты. В этих условиях, как
и в случае маршевого полета, оказалось полезным перераспределение
каналов управления (тангаж и крен) между корневыми и концевыми эле-
вонами.
Рис. 7.
 Относительное падение эффективности элевонов с ростом
скоростного напора для корневых (сплошная линия) и концевых (штри­
ховая линия) элевонов
Перечисленные проблемы показывают, что при проектировании
сверхзвуковой ракеты, даже если удается создать идеальную аэродина-
мическую схему в крейсерском режиме полета, обеспечивающем до-
стижение большой дальности полета, задачу нельзя считать решенной.
В отличие от дозвуковой ракеты (например, «Томагавка») разно­образие
режимов и диапазоны изменения условий полета оказываются чрезвы-
чайно широкими. Проект «Метеорит» при всей драматичности его реа-
лизации в итоге был успешным, основные цели были достигнуты, хотя
это и потребовало предельных творческих и организационных усилий
от многих коллективов, участвующих в работе. В качестве иллюстра-
ции можно еще упомянуть, что в процессе проектирования в общей
сложности было испытано более 50 аэро-, газо- и гидродинамических,
а также динамически и упругоподобных моделей, из которых не более
четверти испытывались в сверхзвуковых аэродинамических трубах.
Крылатая ракета «Метеорит» с числом Маха полета около 3 — по-
роговый проект. Дальнейшее повышение скорости полета выводит раз-
работчиков в область гиперзвуковых скоростей, еще более расширяя
диапазон условий полета и, вероятно, еще более увеличивая противо-
речивость требований к конструктивным и аэродинамическим схемам.
Совершенно неочевидно, что конфигурация гиперзвукового аппарата,
даже идеально настроенная на основной режим полета, будет работо-
способной на всем пути к этому режиму или выходу из него.
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11
Powered by FlippingBook