Особенности компоновочных и аэродинамических схем летательных аппаратов при больших сверхзвуковых скоростях - page 1

1
УДК 629.762.5
Особенности компоновочных
и аэродинамических схем летательных аппаратов
при больших сверхзвуковых скоростях
© А.Г. Леонов, Ю.А. Прохорчук
ОАО «ВПК «НПО машиностроения»,
г. Реутов Московской обл., 143966, Россия
Раскрыты особенности аэродинамической схемы летательного аппарата, предна-
значенного для полета с большими сверхзвуковыми скоростями на большую даль-
ность на примере крылатой ракеты «Метеорит», которая была разработана
в 1980−1990-х годах кооперацией во главе с «НПО машиностроения». Практически
идеально сбалансированная в условиях крейсерского полета аэродинамическая схема,
обладающая рекордным в своем классе аэродинамическим качеством, — одно из выс­
ших достижений отечественной ракетной техники. Вместе с тем показано, что
отработка всех промежуточных режимов полета ракеты требует многократно
бóльших усилий и сопряжена со многими техническими рисками.
Ключевые слова:
 крылатая ракета, аэродинамическая схема, маршевая ступень,
стартовая ступень, аэродинамические рули.
Различие обликов дозвуковых и сверхзвуковых летательных аппа-
ратов связано не только с отличиями природы до- и сверхзвуковых те-
чений газов, но также с количеством и разнообразием режимов полета
аппарата, диапазонами изменения условий функционирования. Эти
диапазоны шире для сверхзвуковых аппаратов, что естественно, по-
скольку прежде чем достигнуть основного сверхзвукового режима по-
лета, они неизбежно должны пройти стадии дозвукового полета. Таким
образом, замысел облика нового летательного аппарата должен учиты-
вать все аспекты его функционирования. Для проектирования сверх-
звуковых и тем более гиперзвуковых крылатых ракет (КР) может быть
в максимальной степени характерно большое количество ограничений
и требований, которые решающим образом определяют их облик.
Большинство дозвуковых КР имеют сходный облик, удобный для
реализации. Затупленная геометрия носовой части идеально подходит
для размещения как радиолокационной, так и оптической системы са-
монаведения. Низкая температура конструкции в полете оставляет до-
статочно большую свободу при выборе конструкционных материалов
для корпуса ракеты. Цилиндрический корпус и крыло, как правило,
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook