Особенности компоновочных и аэродинамических схем летательных аппаратов при больших сверхзвуковых скоростях - page 5

Особенности компоновочных и аэродинамических схем летательных аппаратов…
5
перед статически устойчивыми, которые вынуждены отклонять рули
в отрицательном направлении с потерей подъемной силы.
Рис. 4.
 Зависимость коэффициента момента тангажа от угла атаки в крей­
сер­ском режиме полета с неотклоненными рулями (сплошная линия)
и с дестабилизатором, отклоненным на предельный угол (штриховая линия)
На рис. 4 штриховая линия показывает эффект отклонения дестаби-
лизатора на предельный отрицательный угол. Конечно, при таком откло-
нении дестабилизатора возникают потери на балансировку, однако он
значительно дальше отстоит от центра масс, его момент реализуется
с меньшей силой, а следовательно, и с меньшим сопротивлением. На рис. 5
приведена зависимость приращения сопротивления ракеты при откло­
нении корневых элевонов при постоянной суммарной подъемной силе
на крейсерском режиме полета. На графике видно, что отклонение рулей
на небольшие положительные углы не приводит к росту сопротивления:
во всяком случае при положительных углах отклонения дополнительное
сопротивление меньше, чем при отрицательных. ­Отклонение дестаби­
лизатора на отрицательный угол атаки уменьшает величину момента,
которую необходимо парировать с помощью элевонов.
Рис. 5.
 Влияние угла отклонения корневых элевонов на изменение
аэродинамического сопротивления ракеты (в процентах от полного со­
противления)
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook