Снижение вертикальной нагрузки самолета при движении по неровным взлетно-посадочным полосам управлением характеристиками амортизированных стоек шасси - page 8

В.А. Брусов, В.Н. Наумов, Д.А. Чижов, А.А. Долгополов, Ю.Ю. Мерзликин и др.
8
5. Установлено, что разбег самолета с нерегулируемыми характе-
ристиками амортизационных стоек по ВПП с неровностями, харак-
терными для элементарно подготовленных и неподготовленных по-
лос, можно разбить по критерию динамической нагруженности на
три этапа (см. рис. 3):
а) скорость ЛА в диапазоне 10…25 м/с — вертикальные пере-
грузки не превосходят опустимые; частота колебаний объекта сов-
падает с частотой встречи с неровностями полосы ВПП;
б) скорость ЛА в диапазоне 25…60 м/с — вертикальные пере-
грузки превышают допустимые величины по нормам АП-25 [1]; ча-
стота колебаний не во всех случаях совпадает с частотой встречи с
неровностями полосы ВПП; необходимо изменять параметры жест-
кости и демпфирования амортизационных стоек в режиме реального
времени разбега или пробега (пример управления характеристиками
амортизационных стоек самолета за счет изменения свойств демпфи-
рования представлен на рис. 4);
в) скорость ЛА в диапазоне от 60 м/с до
взл
v
— вес самолета
«разгружен» подъемной силой; вертикальные перегрузки не превос-
ходят допустимые, частота колебаний объекта изменяется; при при-
ближении к взлетной скорости частота колебаний начинает совпадать
с частотой встречи с неровностями полосы ВПП; при необходимости
возможно эффективное управление органами горизонтального и вер-
тикального оперения.
Проведенные теоретические исследования могут быть полезны
на этапе проектирования шасси самолета, а также при выборе его
схемы и параметров.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Авиационные правила. Ч. 25:
Нормы летной годности самолетов тран-
спортной категории
. Москва, Изд-во МАК, 1994.
[2] Влияние эксплуатации самолета с неровных аэродромов на конструкцию
шасси.
Новости зарубежной науки и техники. Сер. Авиационная и
ракетная техника.
Москва, Изд-во ЦАГИ, 1987, № 15.
[3] Кутелев М.М. Математическая модель системы «самолет — шасси —
взлетно-посадочная полоса».
Методы исследования при создании
современных самолетов,
1986, № 2.
[4] Белоус А.А. Амортизация шасси с рычажной подвеской колеса.
Труды
ЦАГИ
, № 678. 1949
[5] Пятин А.И. Динамика полета и пилотирование самолета Ту-154.
Воздушный
транспорт,
1994, № 4.
Статья поступила в редакцию 03.10.2014
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Брусов В.А., Наумов В.Н., Чижов Д.А., Долгополов А.А., Мерзли-
кин Ю.Ю., Меньшиков А.С. Снижение вертикальной нагрузки самолета
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook