Previous Page  4 / 32 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 32 Next Page
Page Background

Ю.И. Лобановский

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2016

движения объекта около Земли переходит в задачу его плоского ги-

перболического движения, в котором полетный радиус объекта в по-

лярной системе координат с начальной точкой, расположенной в

центре Земли, описывается только через один угловой параметр —

полярный угол

φ (в рамках данной задачи его удобнее называть ази-

мутальным).

Поскольку существуют две ветви гиперболы, имеются два набора

углов, обеспечивающих второй поворот системы координат. Из усло-

вия нахождения точки взрыва объекта ближе к перигею, чем точки

входа, можно выбирать единственное решение, отвечающее услови-

ям задачи.

Тогда остается проблема учета влияния атмосферы Земли на дви-

жение объекта в финальной части его траектории. Она имеет заметное

практическое значение при малых углах входа объекта в атмосферу и,

соответственно, на относительно длинных атмосферных участках тра-

ектории, что и было при пролете Челябинского метеороида. Способ

решения этой проблемы является наименее тривиальной частью разра-

ботанного алгоритма. Поэтому, в отличие от всего остального, он опи-

сывается в данной работе несколько подробнее.

Был выбран простейший вариант реализации способа учета влияния

атмосферы — на атмосферном участке траектория рассчитывается при

средней скорости полета. Что такое

средняя скорость

и как ее вычис-

лить — основной вопрос при разработке рассматриваемого модуля рас-

четного алгоритма. На основании данных о взрыве объекта (получен-

ных уже после расчета траектории) можно рассчитать соотношение его

оставшейся кинетической энергии непосредственно перед взрывом

E

f

,

равной энергии взрыва

E

e

, и начальной энергии

E

0

. Тогда при условии

пренебрежения потерей массы объекта при движении в атмосфере по-

лучим

1/2

0

0

,

f

f

E

v v

E

 

    

(1)

где

v

f

— скорость объекта перед взрывом (конечная скорость);

v

0

скорость объекта на входе в атмосферу (начальная скорость).

Следует отметить, что это априорное предположение спустя по-

чти год в начале 2014 г. было полностью подтверждено оценками

массы следа Челябинского метеороида [9] — потеря его массы в сле-

де составила не более 1…1,5 % исходной массы.

Для приближенного расчета

средней скорости

объекта также ис-

пользовался асимптотический подход — поиск решения проводился

для плоских траекторий при малых углах входа. В этом случае раз-

ница между точкой взрыва метеороида и перигеем его траектории