Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Л.С. Точилов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2017

пулярность в РКО получила концепция производственной системы

Toyota «Бережливое производство». Но эта концепция предназначена

для серийных производств, а не для научно-производственных орга-

низаций.

Если представить РКО одним большим серийным производством

ракетно-космической техники (РКТ), то, применив к ней концепцию

«Бережливое производство», придется оставить за скобками пробле-

мы ученых и конструкторов, обеспечивающих разработку и испыта-

ния изделий РКТ.

В статье на примере моделирующих стендов (МС) рассмотрены

основные риски оптимизации процесса комплексной отработки си-

стем управления изделий РКТ в наземных условиях. Из правила про-

ектного треугольника [5] следует, что сокращение разработок сроков

и уменьшение финансирования неизбежно ведут к сокращению объ-

ема и ухудшению качества работ. Единственной возможностью из-

бежать деградации качества работ в условиях кризиса и минимизиро-

вать риски оптимизации РКО является создание новых технологий и

базирующихся на них концепций развития.

В рамках задачи оптимизации РКО предлагается новая концеп-

ция развития МС, основанная на таком сугубо технологическом фак-

торе, как реализация возможности отработки алгоритмов бортовой

цифровой вычислительной машины (БЦВМ) на языке C++.

Основные принципы оптимизации РКО.

Эти принципы, изло-

женные первым заместителем генерального директора ОАО «ОРКК»

П.Д. Поповым на II Афанасьевских чтениях [1], состоят в следующем:

1) ликвидация дублирования при выпуске космических аппаратов

несколькими предприятиями;

2) ликвидация дублирования при выпуске колоссального объема

комплектующих на каждом уровне кооперации;

3) ликвидация дублирования технологий на предприятиях отрасли;

4) сокращение избыточных мощностей;

5) уменьшение объемов незавершенного производства.

Реализовав указанные условия оптимизации, ОАО «ОРКК» и ГК

«Роскосмос» смогут более эффективно решать первоочередные за-

дачи (рис. 1).

Краткая история развития МС.

Моделирование полетов изде-

лий РКТ началось еще до использования в этих целях компьютеров. С

помощью логарифмических линеек проводились многочисленные

расчеты вариантов траекторий и динамики полетов. Поведение систем

управления описывалось математически. Использование компьютеров

позволило автоматизировать этот процесс. Описание поведения си-

стемы управления стало программой — сначала на языке низкого

уровня (Ассемблер), а затем на языке высокого уровня (Фортран).