Background Image
 1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

1

УДК 629.3.017

Нелинейная система управления

схождением колес автомобиля

© В.И. Рязанцев, А.С. Дьяков

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены вопросы решения задач с нелинейными системами управления схож-

дением колес автомобиля в движении. Обосновано применение нелинейных эле-

ментов в математических моделях этих систем. Представлена модель системы

управления схождением в математическом пакете MATLAB Simulink, примененная

для решения во временной области, а также схема решения задачи расчета пере-

даточных функций системы. Приведены результаты расчета нелинейной и линеа-

ризированной систем управления схождением колес во временной области и дана

их сравнительная оценка. Определены коэффициенты линеаризации нелинейных

элементов системы, которые могут быть использованы в расчетах системы

управления схождением при случайном нагружении.

Ключевые слова:

активная безопасность автомобиля, управляемое схождение

колес, активное управление схождением, нелинейное управление схождением.

С целью повышение безопасности при движении конструкции совре-

менных автомобилей содержат многочисленные системы активной безопас-

ности, например антиблокировочную, курсовой устойчивости и ряд других.

Среди относительно новых можно отметить установленную на серийном

автомобиле автоматическую систему управления схождением (АСУС) зад-

них колес, или

Active Geometry Control Suspension (AGCS)[1–3]. Теория

управления схождением колес автомобиля описана в работах [4–6], где по-

казана эффективность использования АСУС и рассмотрены методы управ-

ления схождением колес. Поскольку применяемые в АСУС приводы могут

содержать нелинейные связи, что в определенных случаях затрудняет или

делает невозможным управление схождением колес, рассмотрим системы

управления, включающие нелинейные элементы.

Нелинейная связь может возникать в приводе АСУС, например, в связи

с наличием зоны нечувствительности в системе измерения боковой силы на

колесе в зависимости от его поперечной деформации

y

к.

Считая зависи-

мость управляющей силы

F

упр

от боковой силы на колесе линейной, полу-

чаем нелинейную связь вида

к

к

упр

к

к

к

(

/2) при

/2;

0 при

/2

/2;

(

/2) при

/2,

a y d

y d

F

d y d

a y d

y d

 



  

 

где

a

коэффициент;

d

ширина зоны нечувствительности.