Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

С.П. Буслаев, В.А. Воронцов, О.С. Графодатский, А.М. Крайнов

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017

и возможность построения 3D-сетки поверхности грунта. Визуальное

восприятие местности человеком не позволяет сделать это.

К недостаткам автоматического способа управления движением

с помощью СТЗ можно отнести следующие:

ограниченную информативность этого способа, поскольку он не

дает возможность судить о характере грунта в поле зрения телекамер и

о предполагаемых физико-механических свойствах грунта (в то же

время оператор на основе своего опыта может попытаться оценить эти

свойства, в зависимости, например, от близости маршрута к соседним

кратерам и т. п.);

ограниченные возможности автоматического способа выхода из

возникающих на маршруте непредвиденных ситуаций, которые зара-

нее предусмотреть нельзя и для которых заранее тяжело разработать

формализованные алгоритмы выхода из них.

Совместное применение операторного и автоматического

управления движением лунохода.

Как отмечено выше, к настоящему

времени при управлении движением планетоходов использовались оба

способа управления движением: операторный — на советских «Луно-

ходе-1» и «Луноходе-2» и операторный вместе с автоматическим — на

американских марсоходах Spirit, Opportunity и Curiosity. Автоматиче-

ское управление движением с помощью СТЗ применялось также на

китайском луноходе «Юйту», но в связи с небольшим временем функ-

ционирования китайского лунохода оценить работу его СТЗ затрудни-

тельно.

Условия для управления движением в лунных кратерах в области

вечной ночи отличаются от условий управления движением как на

поверхности Марса, так и на поверхности «дневной» части Луны.

Так, например, применявшиеся на марсоходе Curiosity черно-белые

навигационные камеры имели разрешение, позволявшее видеть объ-

ект размером 2 см с расстояния 25 м [11]. Однако в настоящее время

неясно, обеспечат ли бортовые осветители лунохода достаточную

освещенность для различения таких же объектов на таком же рассто-

янии в «ночных» лунных кратерах. Неясно также, будет ли динами-

ческий диапазон фотографируемой сцены достаточным для работы

СТЗ и на каком удалении от лунохода система технического зрения

сможет работать.

Окончательно создавшееся положение можно описать следую-

щим образом. На Луне (не в «ночных» кратерах) возможно управле-

ние движением лунохода только с помощью одного операторного

способа, как это было для «Лунохода-1» и «Лунохода-2». На Марсе

возможно управление движением марсохода с применением только

одного автоматического способа управления на его борту без участия

оператора на отдельных довольно протяженных участках местности.