Previous Page  2 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 15 Next Page
Page Background

А.А. Стадухин, Р.Д. Песков

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

бы его корректировки для лучшего соответствия эксперименту опи-

саны в статье [4].

Коммерческие программные пакеты динамического моделирова-

ния обычно предлагают готовые решения по расчету взаимодействия

тел с различной геометрией, которые могут быть особенно полезны

при моделировании КМ с необычными движителями, обладающими

высокой профильной проходимостью. Например, в статье [5] приве-

дены результаты моделирования транспортной машины с колесно-

шагающим движителем. К сожалению, часто в таких программах вы-

числения взаимодействия ограничены строго определенным набором

тел (например, окружность—плоскость и точка—поверхность), а по-

строение трасс и объекта моделирования очень трудоемко.

В статье [6] предложено представлять трассу и элементы транс-

портной машины в виде наборов выпуклых многогранников и ис-

пользовать существующие алгоритмы анализа их пересечений. Ре-

зультаты работы алгоритмов представляют собой информацию

о глубине и направлении проникновения многогранников, а также

точках контакта, что позволяет вычислить силы и моменты взаимо-

действия элементов машины и опорного основания произвольной

формы. Один из недостатков метода состоит в том, что для расчета

взаимодействия приходится применять три разных алгоритма. Алго-

ритм Гилберта — Джонсона — Керти был применен только для опре-

деления наличия пересечения многогранников. Для определения вели-

чины и направления проникновения многогранников использовался

алгоритм EPA (Expanding Polytope Algorithm), для определения точек

контакта — алгоритм «обрезки» (Clipping Algorithm). При этом для

моделирования качения гладких тел (например, колес) их приходится

представлять в виде многогранников с большим числом вершин, что

уменьшает производительность модели.

В статье [7] предложено использовать алгоритмы пересечения

многогранников для моделирования работы промышленного робота

в стесненном пространстве и вычислять параметры взаимодействия

колеса с опорной поверхностью (ОП) с применением только алго-

ритма Гилберта — Джонсона — Керти, что позволяет увеличить точ-

ность и скорость вычислений и облегчить реализацию метода в сре-

дах моделирования. В отличие от статьи [6] в ней предложено

ограничиться взаимодействием «окружность — многоугольник», что,

как показано ниже, позволит свести задачу к определению расстоя-

ния от центра окружности (колеса) до многоугольника (ОП).

Применение алгоритма GJK для расчета взаимодействия ко-

леса и опорной поверхности

.

Основные принципы и примеры реа-

лизаций алгоритма Гилберта — Джонсона — Керти общедоступны

[8], применительно к моделированию транспортных машин он кратко