1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016 1

УДК 629.05 DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1480

Повышение точности автономной навигации наземных

подвижных объектов

© А.Ю. Егорушкин, В.И. Мкртчян

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Настоящее исследование посвящено разработке алгоритмов, повышающих точ-

ность автономной навигации наземных подвижных объектов, которая может

осуществляться с помощью инерциальной навигационной системы (ИНС), рабо-

тающей самостоятельно, либо с помощью одометра, работающего совместно с

ИНС. В первом случае точность повышается в результате коррекции ошибок

ИНС, проводимых в течение периодических остановок объекта. Во втором — в

результате калибровки ошибок ИНС и одометра по известным координатам хотя

бы одной точки маршрута. Достоинством предлагаемых методов является их

принципиальная автономность: для их осуществления не требуется прие-

ма/передачи каких-либо сигналов извне. В каждой из рассматриваемых ситуаций

предлагаемые алгоритмы позволяют значительно увеличить точность определе-

ния местоположения и скорости подвижного объекта. Приводятся результаты

испытаний алгоритмов на ИНС среднего класса точности, установленной на вне-

дорожник.

Ключевые слова:

инерциальная навигационная система (ИНС), одометр, гироскоп,

акселерометр, автономная навигация, спутниковая навигационная система.

Введение.

Инерциальная навигационная система (ИНС) предна-

значена для автономного определения координат, скоростей и углов

ориентации объектов. Использование ИНС в автономном режиме

ограничено из-за нарастающих с течением времени ошибок. Для

компенсации этих ошибок применяют различные схемы интеграции

ИНС с внешними источниками навигационной информации. В слу-

чае навигации колесных подвижных объектов возможно комплекси-

рование с одометром. Однако точность одометра зависит от таких

факторов, как давление в шинах и нештатные режимы управления

(юз, занос, проскальзывание колес). Поэтому использование ИНС

возможно без внешней информации и совместно с одометром.

В настоящей статье рассмотрим методы, позволяющие повысить

точность позиционирования как в случае самостоятельной работы

ИНС, так и в случае комплексирования ИНС с одометром. Их рабо-

тоспособность подтверждена результатами испытаний.

В качестве объекта испытаний была использована бесплатфор-

менная ИНС (БИНС) «БИНС-Тек» (ООО «ТеКнол»), установленная

на внедорожнике Mitsubishi Pajero Sport и интегрированная со штат-

ным одометром. Приведем спецификацию системы «БИНС-Тек»: