1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2017 1

УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2017-5-1614

Контроль полета пилотируемых космических аппаратов

для оценки их состояния и функционирования

© В.А. Соловьёв, В.Е. Любинский, Н.В. Мишурова

ПАО «РКК «Энергия», г. Королёв, Московская обл.,

141070, Россия

Проанализирована текущая схема управления полетом. Структурирована инфор-

мация, необходимая для контроля состояния и функционирования пилотируемых

космических аппаратов. Выделены особенности информации, передаваемой на

борт космического корабля с Земли. Проведен анализ достоинств и недостатков

каждого элемента системы управления полетом. Рассмотрена технология выпол-

нения контроля состояния и функционирования пилотируемого космического ап-

парата, осуществляемая персоналом оперативной группы управления с использо-

ванием необходимых программно-технических средств. Приведены составляющие

методики контроля и оценки состояния космического аппарата с Земли, выделены

алгоритмы контроля и оценки его состояния, требуемые для автоматизации про-

цесса управления. Представлен алгоритм контроля выполнения полетной операции

транспортного космического корабля «Союз». Перечислены направления совер-

шенствования технологии контроля состояния и функционирования пилотируемо-

го космического корабля, осуществляемой персоналом оперативной группы управ-

ления.

Ключевые слова:

пилотируемый космический аппарат, бортовые системы, оцен-

ка состояния, обмен информацией, анализ информации, диагностирование ано-

малии, оперативная группа управления

Введение.

Одним из основных компонентов процесса управле-

ния полетом пилотируемых космических аппаратов (ПКА) является

контроль их текущего состояния и работы, играющий роль обрат-

ной связи в контуре управления. От степени оперативности и досто-

верности контроля во многом зависит надежность выполнения задач

полета ПКА и безопасность его экипажа. Эта функция реализуется в

определенном взаимодействии тремя звеньями контура управления

ПКА: наземным комплексом, интеллектуальным ядром которого

является оперативная группа управления (ОГУ), экипажем ПКА и

бортовым комплексом автоматического управления, включающим в

себя в качестве интеллектуального элемента бортовую вычисли-

тельную машину.

Система управления полетом.

Наземный комплекс управления

(НКУ), экипаж ПКА и бортовой комплекс автоматического управле-

ния (БКАУ) вместе с приданными им средствами обмена информа-

цией между собой и с ПКА (объектом управления) образуют систему

управления полетом ПКА (рис. 1).