Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

В.А. Соловьёв, В.Е. Любинский, Н.В. Мишурова

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2017

Следует отметить, что возможности и качество выполнения зада-

чи контроля и оценки состояния и функционирования ПКА различ-

ными центральными звеньями системы управления полетом (НКУ,

экипажем и БКАУ) могут существенно различаться в зависимости от

условий и требований, определяемых особенностями полета ПКА, а

также от текущего уровня развития аппаратных и программных

средств, используемых этими звеньями.

В настоящее время наиболее мощным звеном в этом отношении

является НКУ, располагающий развитым комплексом вычислитель-

ных и моделирующих средств, квалифицированным персоналом до-

статочной численности. Кроме того, имеется возможность привлече-

ния извне необходимых специалистов к решению возникающих за-

дач и получения дополнительной информации по системам ПКА от

их разработчиков и испытателей [5, 6]. Однако эффективность НКУ

при этом сильно зависит от возможности обеспечения достаточного

времени его информационной связи с ПКА.

Для выполнения указанной функции экипаж современных ПКА

располагает относительно малым рабочим временем, кроме того,

возможности экипажа ограничены существующим уровнем развития

бортовых средств поддержки его деятельности.

Достоинством БКАУ является его способность осуществлять не-

прерывный контроль состояния и работы ПКА, практически мгновенно

реагируя на обнаруженные аномалии. Однако качество контроля и ре-

акций на его результаты целиком зависит от уровня программного

обеспечения БКАУ. В настоящее время этот уровень по своим возмож-

ностям далек от уровня НКУ. В дальнейшем он должен постепенно

повышаться по мере внедрения в программное обеспечение БКАУ эле-

ментов искусственного интеллекта. При этом БКАУ приобретает спо-

собность обнаруживать непредвиденные аномалии и вызываемые ими

ситуации, а также своевременно реагировать на них, чтобы обеспечить

безопасность экипажа, жизнеспособность ПКА и выполнение задач

полета [7].

Составляющие методики контроля и оценки состояния ПКА.

Контроль и оценка состояния и функционирования ПКА включают в

себя ряд основных составляющих, которые выполняются в следую-

щем порядке:

1) сбор, обработка необходимой информации для выделения ее

существенной и достоверной части и представление ее специалистам

ОГУ и в аппаратно-программные средства;

2) анализ имеющейся информации, ставящий целью обнаружение

отклонений от нормы (аномалий) или констатацию отсутствия ано-

малий;

3) диагностирование аномалии в случае ее обнаружения (выявле-

ние вызвавшей ее причины);