Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Контроль полета пилотируемых космических аппаратов

для

оценки их состояния…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2017 3

различными директивами и инструкциями, телевизионную информа-

цию, иллюстрирующую эти инструкции, запросные сигналы для си-

стемы радиоконтроля параметров траектории [3].

При выполнении экипажем функций управления полетом он мо-

жет судить о состоянии ПКА и работе его систем по информации с

бортовых индикаторных устройств. Ориентацию ПКА и его движе-

ние относительно внешних ориентиров (Земли, Солнца, Луны, звезд)

или другого ПКА космонавты контролируют через иллюминаторы,

оптические приборы и с помощью внешних телевизионных камер.

Информация о параметрах траектории ПКА поступает экипажу от

бортовой навигационной системы либо передается с Земли.

Для оценки состояния и функционирования ПКА средствами

БКАУ используют информацию, которая поступает к нему от борто-

вых систем (БС) ПКА и с датчиков аппаратуры, контролирующих

состояние внутренней и внешней среды.

Система управления полетом получает не только информацию,

поступающую с борта ПКА, но и значительный по объему поток не-

обходимых данных от различных наземных служб. Например, ин-

формация, получаемая от гидрометеорологической службы и службы

радиационной безопасности, содержит ряд данных о внешней среде, в

которой проходит полет ПКА; заключения службы медицинского

обеспечения полета о состоянии экипажа позволяют судить о его здоро-

вье и работоспособности; из центра обработки и анализа научной ин-

формации поступают сведения о текущем объеме выполнения научных

исследований, а также рекомендации по их планированию на остав-

шийся период полета и по использованию научных приборов.

Система управления полетом ПКА выполняет свои функции (в том

числе контроль и оценку состояния и работы ПКА) в двух основных

режимах: оперативном и неоперативном. При оперативном режиме

(иногда он именуется режимом реального времени) результаты дости-

гаются в существенно ограниченное время. Так, чтобы обеспечить

незамедлительное реагирование в экстренных случаях, требуется осу-

ществлять в режиме реального времени контроль и оценку параметров,

влияющих на безопасность экипажа, жизнеспособность ПКА и харак-

теризующих проведение ответственных полетных операций. В случае

негативного результата контроля необходимые решения должны быть

приняты и реализованы также в оперативном режиме [4]. Функции, ре-

зультаты выполнения которых используются не в срочном порядке, от-

носятся к категории реализуемых в неоперативном режиме. Это,

например, долговременное и краткосрочное (в настоящее время —

недельное) планирование, углубленный анализ и оценка качества рабо-

ты бортовых систем ПКА, принятие и реализация решений при значи-

тельном располагаемом времени на парирование выявленной аномалии.