Previous Page  2 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 24 Next Page
Page Background

И.С. Григорьев, М.П. Заплетин, А.С. Самохин, М.А. Самохина

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017

боса, спутника Марса [1, 2]. Рассмотрены сложные задачи оптимизации

траекторий, для решения которых необходим синтез методов локальной

и многоэкстремальной оптимизации, оптимального управления, космо-

динамики, механики космического полета, небесной механики и чис-

ленных методов.

Доставке проб грунта с Фобоса, различным аспектам этой про-

блемы и смежных задач марсианских экспедиций посвящено значи-

тельное количество работ, в частности [2, 3].

В первой версии проекта «Фобос — Грунт» планировалось осна-

стить КА комбинированной двигательной установкой, т. е. уход от

Земли должен был осуществляться с помощью разгонного блока. За-

тем аппарат перестраивался и на протяжении перелета к Марсу

управлялся электрореактивной двигательной установкой малой тяги,

а маневры у Марса и возвращение обеспечивали двигатели большой

тяги. При реализации проекта от перспективной схемы комбиниро-

вания двигателей большой и малой тяги отказались [4–7], однако

проблема оптимизации комбинированных схем межорбитальных пе-

релетов, в том числе построение траекторий таких экспедиций, оста-

лась актуальной.

Проблематика оптимизации траекторий перелетов КА с комби-

нированным управлением двигателями большой и малой тяги широ-

ко известна [8, 9]. Эффективность использования электроракетной

двигательной установки (ЭРДУ) в межпланетных экспедициях неод-

нократно отмечалась в различных источниках [3, 10–12]. В частности,

указано, что в проекте «Фобос — Грунт» использование двигатель-

ной установки малой тяги в дополнение к двигательной установке

большой тяги позволило увеличить массу полезной нагрузки на 150–

200 кг по сравнению с массой полезной нагрузки при перелете с при-

менением только двигателя большой тяги [3].

В статьях [10–13] рассмотрена проблема оптимизации межпланет-

ных перелетов КА с комбинированным управлением двигателями

большой и малой тяги. При этом работа двигательной установки боль-

шой тяги либо аппроксимируется импульсным воздействием, либо счи-

тается, что КА имеет гиперболический избыток скорости при старте от

Земли и при подлете к Марсу [10–12]. И.С. Григорьевым решается зада-

ча оптимизации плоского перелета между низкими круговыми орбита-

ми искусственных спутников Земли (ИСЗ) и Марса [10], авторами ста-

тьи [12] — между орбитами Земли и Марса. В статьях [10, 12] выска-

зано предположение, что Земля и Марс движутся по компланарным

круговым орбитам. В источнике [11] в качестве орбит Земли и Марса

взяты средние эллиптические орбиты этих планет, при этом притя-

жение Марса не учитывается.

В работе [13] рассмотрен полет КА, оснащенного двигательными

установками большой и малой тяги. При этом максимизируется по-