Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

А.Ю. Шабанов, Ю.В. Галышев, А.Б. Зайцев, С.В. Буторов

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 11·2017

Методика испытаний каждого образца бензина включала в себя

следующие этапы [9, 10]:

частичная разборка двигателя, взвешивание контрольных ве-

совых элементов (клапанов, свечей зажигания, инжекторов), сборка,

установка на стенд;

эталонное загрязнение, т. е. выработка на фиксированном ре-

жиме 20 л специальной загрязняющей смеси, формирующей на по-

верхностях камеры сгорания, топливной и впускной систем двигате-

ля начального слоя отложений;

повторная частичная разборка, определение начальной массы

отложений, сборка;

начальное снятие показателей работы двигателя по заданной

программе с измерением мгновенного расхода топлива и показателей

токсичности отработавших газов на режимах нагрузочных характе-

ристик в эксплуатационном диапазоне работы двигателя, причем ра-

бота двигателя на режимах высоких нагрузок не допускается для

исключения фактора температурной самоочистки двигателя;

проведение 20-часового цикла испытаний на переменных ре-

жимах на испытуемом бензине;

итоговое снятие показателей работы двигателя по заданной

программе, разборка двигателя, определение итоговой массы отло-

жений на контрольных деталях.

Для определения массы отложений проводилось взвешивание

контрольных деталей на аналитических весах с точностью до 0,001 г.

Следы масла и прочих загрязнений, оставшихся на поверхностях де-

талей в процессе разборки двигателя, были удалены в ходе специаль-

но разработанной процедуры промывки контрольных деталей в орга-

нических растворителях с последующей сушкой.

По результатам анализа данных, полученных на первом этапе ис-

пытаний, можно сделать следующие выводы.

1. При испытаниях базовых бензинов начальная масса отложе-

ний, сформированная в результате эталонного загрязнения, после

длительной 20-часовой наработки двигателя, для всех бензинов не-

сколько увеличилась, что свидетельствует о низкой склонности к от-

ложениям у базовых бензинов и отсутствии в их составе моющих

компонентов. Наибольшее увеличение массы отложений было выяв-

лено у образца № 4, что, очевидно, связано со значительным по срав-

нению с другими образцами содержанием фактических смол (рис. 1).

2. В ходе испытаний образцов бензинов, содержащих мно-

гофункциональную присадку, выявлена тенденция к уменьшению

массы отложений на всех контрольных весовых элементах двигателя

(свечах зажигания, впускных и выпускных клапанах, инжекторах)

(рис. 2).